Говорю о любимых книгах. Потому что могу) #ГерценОдобряет
Ирина - благородная девица нашей библиотеки. И это не мы придумали, это отзывы наших читателей, посетивших ее экскурсию "Смольный: исторический взгляд в будущее". Обычно это происходит после радостных восклицаний: "Ой, у вас тут такая хорошая девочка работает!" Ира знает тайные ходы в Смольный (нуу.. это мы так думаем, иначе откуда столько людей собирается на ее прогулки).
Ира легко отличает Мане от Моне (ладно, не только их), поэтому под ее покровительством находится отдел по искусству. Запросы из серии "Фламандская манера в Нидерландской живописи XV в." (да, бывают и такие) - это к Ире. А еще что-нибудь о постимпрессионизме, советских композиторах и Адриано Челентано. Кроме того, Ира знает классные места в Санкт-Петербурге (от дворца до завода), поэтому властвует над краеведением и посоветует вам что-нибудь для осознанных прогулок.
Подборка Ириных любимых книг выглядит не очень оптимистично, но она часто улыбается (правда-правда). Наслаждайтесь:
1. Г. Белль "Глазами клоуна"
2. И. Бродский. Эссе
3. Ф.М. Достоевский "Братья Карамазовы"
4. М. Кундера "Невыносимая легкость бытия"
5. С. Довлатов "Заповедник"
6. Ван Гог. Письма к брату Тео
"Г. Белль "Глазами клоуна"
Один день из жизни грустного немецкого клоуна. Осмысление собственной личности и ее незначительности, а также роли простой семьи в поддержании нарастающего фашизма. Отказ от личных убеждений ради всеобщей мнимой идеи главенства и повторное отречение от своих взглядов после падения третьего рейха. Все это на фоне крайнего одиночества, когда ваши мечты с любимым человеком превращаются в планы того самого любимого человека, но уже с кем-то другим. Отчаянное непримирение с жизнью и попытка осознать, что же именно случилось с ним и его Германией.
И. Бродский. Эссе
Когда теряет равновесие, твое сознание усталое. Время обратиться к Иосифу Александровичу. Вопросов станет еще больше. Для меня многие его тексты - бесконечны. Возвращаешься к ним в разные периоды, с разным культурным (и не очень) багажом, и открываешь что-то совершенно иное, что до этого по ряду причин конкретно тебе было недоступно. Бродский - это про задуматься. Тут главное не переборщить и не дойти до дна, как советуется в "Похвале скуке". Есть шанс не всплыть.
Из наших (библиотекарских) разговоров:
-Девочки, мы же на Васильевском острове
-И что?
-Можно пойти умирать
Занавес. В этот момент осознала, как ценю эту работу.
Ф.М. Достоевский "Братья Карамазовы"
Этот отзыв я честно написала 5 раз и все равно стерла. Непонятно, как говорить о произведении, которое соединило в себе все. И имею ли я моральное право рекомендовать литературу, от которой очень больно? Хотя когда больно - больно не за героев - больно за что-то свое. А от тяжелой книги становится легче, вот такой мой вам абсурдный читательский посыл. Что там за Бог, если страдают дети, которые еще не успели согрешить. Великий Инквизитор сжигает Христа за вмешательство. А Алешенька Карамазов продолжает любить всех людей, даже если они меньше всего этого достойны.
М. Кундера "Невыносимая легкость бытия"
Парадокс. Когда жизнь понятна, легка и в ней нет проблем - она невыносима. Кундера сравнивает тебя с воздушным шариком, которому стоит приземлиться при помощи трудностей/переживаний/вдумчивости. Только тогда можно ощутить почву, фундамент, встать на ноги, а значит стать живым. Жизнь героев романа (как и наша) - череда случайностей и, казалось бы, незначительных выборов, которые в последствии предопределяют наше будущее.
С. Довлатов "Заповедник"
Да и не только он. Все творчество Довлатова - сплошная ирония на жизнь. Насмешливый цинизм, за которым скрывается тоска. С Сергеем Донатовичем у тебя не остается шансов не засмеяться, но этот смех - реакция на абсурдность жизни. И если кто-то видит в его книгах в первую очередь рюмку, то разглядел совсем не то. Мое персональное предпочтение - эпизод в заповеднике, где увлекшийся Довлатов читает стих не Пушкина, а никто и не замечает. Приходите в библиотеку - обсудим! А еще это целый феномен, как из простого сбора чемодана можно написать такой блистательный рассказ...
Ван Гог. Письма к Брату Тео
Письма Винсента - портрет, написанный словами. На их основе можно проследить формирование и эволюцию идейно-философских взглядов художника. Однако они интересны как целостный самодостаточный литературный труд, даже если не рассматривать их в привязке к живописи. Рискну предположить, что не стань Ван Гог художником, он мог бы вполне реализоваться как литератор/философ. Глубина его мыслей обескураживает. А все нашумевшие истории про отрезанное ухо, ссору с Гогеном, психическое расстройство - объяснимое следствие всей его мучительной жизни и непрерывного напряжения. Ван Гог сам о себе все сказал. И все, кто говорят, что он - псих, забывают, что люди и сделали его таким. Самоубитый обществом. У меня все".